У каждого предмета есть своя история. Вот и стул, на котором восседает во время съёмок режиссёр, тоже не мог появиться из ниоткуда. Причём его история уводит нас куда глубже, чем мы могли себе это представить…
__________
Складной стул изобрели древние египтяне около полутора тыс. лет до нашей эры.
Вначале у египтян были только низкие скамеечки и стулья, указывающие, что египтяне, как и восточные народы, любили сидеть на корточках. Чуть позднее появились складные варианты, это была незамысловатая конструкция, состоящая из двух перекрещенных рам и сделанного из кожи сиденья. Изделия, предназначенные для людей богатых и влиятельных, украшали золотом и слоновой костью.
Позже в Египте впервые появляется стул со спинкой, здесь его форма получает логическое обоснование, он приобретает конструктивную форму, ставшую основой для всех последующих форм стульев.Самый знаменитый представитель стульев такого рода — трон Тутанхамона, дошедший до нас практически не тронутым: его ножки и спинка полностью усеяны украшениями.
Рис. 1. Церемониальное кресло фараона Тутанхамона, датируемое XIII веком до нашей эры. Рис. 2. Складывающаяся табуретка. Материал имитирует шкуру леопарда, ножки - в виде утиных голов.
__________
Следующими, кто приложил руку к этому изобретению, были римляне:
Они заменили прямые ножки изогнутыми и добавили стулу высоты, чтобы сидящий мог возвышаться над другими. Позаботились римляне и об удобстве владельца кресла: теперь на сиденье клали подушку, называлось данное изделие:
КУРУ́ЛЬНОЕ КРЕ́СЛО (лат., sella Curulis, от Curulis — курульный эдил, должность в Древнем Риме рангом ниже консула) — складное кресло, которое несли за курульным эдилом ликторы и ставили его в случае необходимости; со временем превратилось в один из атрибутов государственной власти, знак высокой должности его обладателя. Даже вне Рима магистрат имел при себе кресло как символ своей власти. Весь римский церемониальный этикет пронизан идеей, что исполнять официальные обязанности необходимо сидя; и когда народ стоял вокруг сидящего магистрата, это выражало подчинение, а когда сенат сидел в его присутствии — равенство. Такое же правило действовало и в общественной жизни: отец семейства принимал посетителей сидя, а молодежь и лица более низкого положения вставали в присутствии более пожилых или почтенных людей.
Курульное кресло делали из бронзы или дерева с инкрустацией слоновой костью, с перекрещивающимися под сиденьем ножками. Считается, что мебель такого типа была в обиходе у древних этрусков и они принесли ее с собой (возможно, с Востока) в Италию. Курульное кресло входило в домашние интерьеры Юлия Цезаря. Изображения этого предмета мебели встречаются на древне-римских монетах.
Рис. 1. Римское курульное кресло (схема). Рис. 2. Рим. Серебрянный денарий. 29—27 гг. до н. э Император Цезарь (Октавиан). Рис. 3. Боспор. Пантикапей. Сестерций царя Савромата 1. 92 -123 гг. н.э. Курульное кресло, венок.
__________
В дальнейшем, в Средневековье, складное кресло стало обычной мебелью.
В то время, когда одни складные кресла служили предметом обстановки, другие следовали за своими именитыми хозяевами в военные походы. Но если стулья для дома были призваны демонстрировать достаток и статус владельцев, изделия для военных компаний в первую очередь должны были быть прочными, удобными и лёгкими. Их делали из дерева и кожи, без драгоценных камней и прочих украшательств – на войне не до красоты.
В эпоху итальянского Возрождения (XIV-XVI в.) подобие античного курульного кресла, но с добавлением спинки, стали называть савонаролой. Они находились в частных домах, в монастырских скрипториях — отсюда ассоциация с именем Джироламо Савонаролы (1452—1498), монаха доминиканского ордена, настоятеля монастыря Сан Марко во Флоренции.
Рис. 1. Походное римское курульные кресло, французская гравюра 1796 года. Рис. 2. Кресло Сованоролла XVв.
__________
В период Ампира начала XIX в. — вновь предмет роскоши, поскольку ассоциировалось с величием Древнего Рима.
Саванаролла стала принадлежностью романтических «готических» интерьеров. В те годы особый интерес вызывала эпоха позднего Средневековья и проторенессанса, олицетворяемая Данте Алигьери. Поэтому кресло получило новое название "Дантеска", эти предметы мебели были пышнее чем Саванароллы и украшались дополнительной резьбой и бархатом. Отсюда некоторая путаница в названиях.
В России складные кресла стали популярны в середине XVIII века. По специальному заказу императрицы Елизаветы Петровны на Тульских оружейных заводах было выполнено несколько таких стальных кресел. В собрании Исторического музея находится складное кресло завода Масоловых (г. Тула), датируемое 1744 годом. Его отличает тончайшая работа по металлу: спинка, ножки и подлокотники кресла украшены рисунком, выполненным наводкой, и соединены ажурными решетками с растительным орнаментом из золоченой латуни.
Всяческие превращения складных кресел закончились в эпоху Возрождения: они обрели прямые ножки, подлокотники и спинку, и были похожи на раскрытые ножницы. Именно в таком виде дошли до нас конструкции, которые мы сегодня называем «стульями режиссёра».
В Музее корсиканского города Аяччо хранится походное складное кресло Наполеона, которое принято считать прообразом нынешних режиссёрских стульев: перекрещенные прямоугольные рамы, прямые подлокотники, добротные кожаные сиденье и спинка.
Рис. 1. Походное складное кресло Наполеона. Рис. 2. Складное кресло. Тульский оружейный завод. 1746 год.
__________
В наши дни выверенная веками конструкция, всё так же весьма актуальна.
Испытанные в периоды военных действий XIX века, складные стулья постепенно утратили всякий лоск и превратились в удобную, практичную и доступную мебель. Со складными стульями стали отправляться в залы ожидания, парки, на яхты, пикники, рыбалку и т. д.
В современном виде складное кресло, именно то, которое в последствии будут называть режиссерским, было впервые представлено в 1892 году на Всемирной выставке в Чикаго компанией Gold Medal Camp Furniture как "кресло для веранды и кемпинга" (оно даже получило золотую медаль за выдающийся дизайн).
Конечно же с развитием кинематографа складной стул, в силу своего удобства и мобильности, пришелся очень кстати на съёмочных площадках. Кто был первым режиссером, взявшим такой стул на съемки, сказать уже сложно, но случилось это в 1930-х годах. Тогда же силами французского дизайнера Жан-Мишеля Франка к режиссерскому креслу, как его уже начали называть, вернулся прежний шик. Его модель, очень напоминающая наполеоновскую, из полированного дерева и кожи была выпущена Hermes и тут же приобрела популярность в артистических кругах.
Сегодня режиссерский стул знаком уже почти каждому, многие именитые бренды создали свои вариации этого легендарного предмета мебели, всё больше и больше людей по достоинству могут оценить его красоту и функциональность. Производственно-столярная студия ALIBERA вписывает свои страницы в эту прекрасную историю, в 2013 году мы изготовили и запустили в серию авторский вариант такого изделия: