История появления

Режиссерского стула

Путешествие из эпохи в эпоху.

У каждого предмета есть своя история. Вот и стул, на котором восседает во время съёмок режиссёр, тоже не мог появиться из ниоткуда. Причём его история уводит нас куда глубже, чем мы могли себе это представить…


__________

Складной стул изобрели древние египтяне около полутора тыс. лет до нашей эры.

Вначале у египтян были только низкие скамеечки и стулья, указывающие, что египтяне, как и восточные народы, любили сидеть на корточках. Чуть позднее появились складные варианты, это была незамысловатая конструкция, состоящая из двух перекрещенных рам и сделанного из кожи сиденья. Изделия, предназначенные для людей богатых и влиятельных, украшали золотом и слоновой костью.

Позже в Египте впервые появляется стул со спинкой, здесь его форма получает логическое обоснование, он приобретает конструктивную форму, ставшую основой для всех последующих форм стульев. Самый знаменитый представитель стульев такого рода — трон Тутанхамона, дошедший до нас практически не тронутым: его ножки и спинка полностью усеяны украшениями.
Рис. 1. Церемониальное кресло фараона Тутанхамона, датируемое XIII веком до нашей эры.
Рис. 2. Складывающаяся табуретка. Материал имитирует шкуру леопарда, ножки - в виде утиных голов.
__________

Следующими, кто приложил руку к этому изобретению, были римляне:

Они заменили прямые ножки изогнутыми и добавили стулу высоты, чтобы сидящий мог возвышаться над другими. Позаботились римляне и об удобстве владельца кресла: теперь на сиденье клали подушку, называлось данное изделие:

КУРУ́ЛЬНОЕ КРЕ́СЛО (лат., sella Curulis, от Curulis — курульный эдил, должность в Древнем Риме рангом ниже консула) — складное кресло, которое несли за курульным эдилом ликторы и ставили его в случае необходимости; со временем превратилось в один из атрибутов государственной власти, знак высокой должности его обладателя. Даже вне Рима маги­ст­рат имел при себе кресло как сим­вол сво­ей вла­сти. Весь рим­ский цере­мо­ни­аль­ный эти­кет про­ни­зан иде­ей, что испол­нять офи­ци­аль­ные обя­зан­но­сти необ­хо­ди­мо сидя; и когда народ сто­ял вокруг сидя­ще­го маги­ст­ра­та, это выра­жа­ло под­чи­не­ние, а когда сенат сидел в его при­сут­ст­вии — равен­ство. Такое же пра­ви­ло дей­ст­во­ва­ло и в обще­ст­вен­ной жиз­ни: отец семей­ства при­ни­мал посе­ти­те­лей сидя, а моло­дежь и лица более низ­ко­го поло­же­ния вста­ва­ли в при­сут­ст­вии более пожи­лых или почтен­ных людей.

Курульное кресло делали из бронзы или дерева с инкрустацией слоновой костью, с перекрещивающимися под сиденьем ножками. Считается, что мебель такого типа была в обиходе у древних этрусков и они принесли ее с собой (возможно, с Востока) в Италию. Курульное кресло входило в домашние интерьеры Юлия Цезаря. Изображения этого предмета мебели встречаются на древне-римских монетах.

Рис. 1. Римское курульное кресло (схема).
Рис. 2. Рим. Серебрянный денарий. 29—27 гг. до н. э Император Цезарь (Октавиан).
Рис. 3. Боспор. Пантикапей. Сестерций царя Савромата 1. 92 -123 гг. н.э. Курульное кресло, венок.

__________

В дальнейшем, в Средневековье, складное кресло стало обычной мебелью.

В то время, когда одни складные кресла служили предметом обстановки, другие следовали за своими именитыми хозяевами в военные походы. Но если стулья для дома были призваны демонстрировать достаток и статус владельцев, изделия для военных компаний в первую очередь должны были быть прочными, удобными и лёгкими. Их делали из дерева и кожи, без драгоценных камней и прочих украшательств – на войне не до красоты.

В эпоху итальянского Возрождения (XIV-XVI в.) подобие античного курульного кресла, но с добавлением спинки, стали называть савонаролой. Они находились в частных домах, в монастырских скрипториях — отсюда ассоциация с именем Джироламо Савонаролы (1452—1498), монаха доминиканского ордена, настоятеля монастыря Сан Марко во Флоренции.


Рис. 1. Походное римское курульные кресло, французская гравюра 1796 года.
Рис. 2. Кресло Сованоролла XVв.

__________

В период Ампира начала XIX в. — вновь предмет роскоши, поскольку ассоциировалось с величием Древнего Рима.

Саванаролла стала принадлежностью романтических «готических» интерьеров. В те годы особый интерес вызывала эпоха позднего Средневековья и проторенессанса, олицетворяемая Данте Алигьери. Поэтому кресло получило новое название "Дантеска", эти предметы мебели были пышнее чем Саванароллы и украшались дополнительной резьбой и бархатом. Отсюда некоторая путаница в названиях.

В России складные кресла стали популярны в середине XVIII века. По специальному заказу императрицы Елизаветы Петровны на Тульских оружейных заводах было выполнено несколько таких стальных кресел. В собрании Исторического музея находится складное кресло завода Масоловых (г. Тула), датируемое 1744 годом. Его отличает тончайшая работа по металлу: спинка, ножки и подлокотники кресла украшены рисунком, выполненным наводкой, и соединены ажурными решетками с растительным орнаментом из золоченой латуни.

Всяческие превращения складных кресел закончились в эпоху Возрождения: они обрели прямые ножки, подлокотники и спинку, и были похожи на раскрытые ножницы. Именно в таком виде дошли до нас конструкции, которые мы сегодня называем «стульями режиссёра».

В Музее корсиканского города Аяччо хранится походное складное кресло Наполеона, которое принято считать прообразом нынешних режиссёрских стульев: перекрещенные прямоугольные рамы, прямые подлокотники, добротные кожаные сиденье и спинка.
Рис. 1. Походное складное кресло Наполеона.
Рис. 2. Складное кресло. Тульский оружейный завод. 1746 год.

__________

В наши дни выверенная веками конструкция, всё так же весьма актуальна.

Испытанные в периоды военных действий XIX века, складные стулья постепенно утратили всякий лоск и превратились в удобную, практичную и доступную мебель. Со складными стульями стали отправляться в залы ожидания, парки, на яхты, пикники, рыбалку и т. д.

В современном виде складное кресло, именно то, которое в последствии будут называть режиссерским, было впервые представлено в 1892 году на Всемирной выставке в Чикаго компанией Gold Medal Camp Furniture как "кресло для веранды и кемпинга" (оно даже получило золотую медаль за выдающийся дизайн).

Конечно же с развитием кинематографа складной стул, в силу своего удобства и мобильности, пришелся очень кстати на съёмочных площадках. Кто был первым режиссером, взявшим такой стул на съемки, сказать уже сложно, но случилось это в 1930-х годах. Тогда же силами французского дизайнера Жан-Мишеля Франка к режиссерскому креслу, как его уже начали называть, вернулся прежний шик. Его модель, очень напоминающая наполеоновскую, из полированного дерева и кожи была выпущена Hermes и тут же приобрела популярность в артистических кругах.

Сегодня режиссерский стул знаком уже почти каждому, многие именитые бренды создали свои вариации этого легендарного предмета мебели, всё больше и больше людей по достоинству могут оценить его красоту и функциональность.
Производственно-столярная студия ALIBERA вписывает свои страницы в эту прекрасную историю, в 2013 году мы изготовили и запустили в серию авторский вариант такого изделия:
Made on
Tilda